Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Санкт-Петербургское негосударственное общеобразовательное учреждение

"Православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского"

 

 

 

«Утверждаю»                                                         «Согласовано»

директор ___________ Каранаева Н.В.  председатель отдела по религиозному                                                                                     образованию СПб Епархии

                                                                       прот.Александр Зелененко __________

 

 

Программа дополнительного образования

по предмету «Основы христианской этики»

для 10-11 классов

 

 

 

-         Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по учебно-методической работе, преподаватель основ православия и христианской этики.

 

Данная программа рассмотрена и

одобрена на заседании методического

совета ОУ

 18 октября 2009 года, протокол № 2

 

Председатель методобъединения

_______________Федоренко С.А.

 

 

 

Санкт-Петербург

2009/2010 учебный год

I.                  Пояснительная записка.

Данный курс является для учащихся одним из источников знаний, которыми они будут пользоваться в течение своей жизни при принятии решений по этическим вопросам. Даже рутинные, о добре и зле. Иногда вопросы вполне понятны, и человеку нужно всего лишь выбрать, делать или не делать то, что правильно. Однако чаще бывает не совсем ясно, что будет правильным в данной ситуации, и тогда человеку приходится взвешивать варианты, выбирать то, что лучше. Чем больше других людей  затрагивает выбор человека, тем более встает нравственная проблема.

         Необходимо признать, что решать нравственные проблемы человеку приходится исходя из его религиозных воззрений, конфессиональных предпочтений. Согласно самому наименованию курса этики он обращен к христианской традиции. Прежде всего, автор доводит до учащихся общехристианскую позицию, основанную. На Священном Писании, а также дает конфессиональные различия внутри христианской религии (взгляд православия, католичества и протестантизма). Однако не скрывается автором православная тональность подачи учебного материала – это одна из задач, которую автор ставил перед собой при разработке этого курса, считая именно такой подход более правомерным для предмета, изучаемого в частной православной гимназии.

         Программа курса состоит из тематических блоков, сгруппированных по принципу иерархии нравственных ценностей и их значимости для здоровья самого современного общества.

         Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся средней школы сегодня не вызывает сомнения. Об этом свидетельствует, в частности, широко обсуждаемая в обществе готовящаяся реформа, связанная с включением в государственные стандарты новой образовательной области учебного плана под названием "Духовно-нравственная культура". В соответствии с концепцией этой реформы учащимся будет предоставляться возможность изучения следующих элективных курсов: основы христианства (основы православной культуры), основы ислама, основы иудаизма, основы светской этики. При  этом курс ОХЭ (основы христианской этики).

         Данный курс является одним из источников расширения области знаний по таким важнейшим гуманитарным предметам, как история, литература, биология и мировая художественная культура, Изучение материалов курса позволяет лучше ориентироваться в системе общемировых гуманистических ценностей, способствует формированию открытости этим ценностям, воспитанию гражданственности, выработке нравственной позиции. Знакомство с курсом способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у учащихся.

         В качестве заданий к темам курса предлагаются различные по системе  сложности тесты, творческие задания, проблемные вопросы, задания на поиск аналогий и соответствий и т.д.

         Содержание программы построено с привлечении ем ценных теоретических обобщений, содержащихся в работах отечественных и зарубежных богословов, психологов и философов: митрополита Московского Филарета, митрополита Антония Сурожского, митрополита Иерофея (Влахоса), святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского, иерея Павла Флоренского, иерея Анатолия Гармаева, игумена Евмения (Перистого), диакон Андрея Кураева, А.Ф. Лосева, Л.Н.Гумилева, Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, Н.О.Лосского, Рожера Г.Круа, Кардинала И.Рацингера (папы Бенедикта XVI), А.Мацейны, Э.Эриксона, К.Г.Юнга и многих других

         Красной нитью в предлагаемом курсе проходит мысль о том, что человек является носителем трех начал – естественного, разумного и Божественного, что его жизнь протекает в трех сферах бытия – природной, социально-культурной и религиозной.

 

II.                Задачи курса:

 

- дать систему начальных знаний о человеческом поведении в связи с определенными нравственными воззрениями в ту или иную историческую эпоху;

- дать учащимся определенную систему знаний об отношении христианства (прежде всего православия) к вопросам пола, семьи, человеческой сексуальности, вопросам общественной нравственности, вопросам биоэтики и эвтаназии, к проблемам войны и мира, труда и собственности;

- дать учащимся алгоритм нравственного решения этических вопросов.

 

III.           Содержание данной образовательной программы

 

Тема 1

Обзор этики

Определение:Этика – это систематическое, критическое исследование вопросов оценки человеческого поведения.

Предмет.Суждение о ценности тех или иных вещей. Понятие ценности. Определение наивысшего блага в жизни. Чего мы хотим добиться в жизни?

Телеологический подход. Движение к предельной цели.

Деонтологические теории. Движение от основного обязательства человека.

Принадлежности христианской этики (телеологическая или деонтологическая).

Предпосылки. Христианское мировоззрение-основание христианской этики. Отчетливое понимание ценности и долга. Упорядоченность во вселенной, не зависящая от нашего знания о ней. Знания людей об этой упорядоченности. Свобода воли. Ответственность человека.

Цель.Отсутствие общего согласия о природе добра и зла. Вопрос существования абсолютов. Вопрос о природе истины. Возникновение сомнений по поводу ранее незыблемых взглядов. Чрезвычайная сложность и многоуровневость многих проблем. Влияние на принятии е решений внешних воздействий. Развитие СМИ и их влияние на принятие решений в области этических опросов.

 

Альтернативы христианской этике.

Иудаизм. Три фундаментальных верования (строгий монотеизм, Бог-Творец; Тора-слово Бога человечеству, Божье слово пришло и продолжает приходить Израилю). Различия внутри иудаизма в соблюдении ритуалов и этических вопросов.

Ислам.Восприятие Корана как слова Аллаха, переданного через Мухаммеда. Важность для ислама существования мусульманского общества. Юридические выводы из ценностей ислама.

Индуизм.Разнообразие верований и практика. Четыре философские концепции – фундамент для этической мысли индуизма: реинкарнация, закон кармы, неотделимость божественного от человеческого, растворение души в нирване как финал существования. Наибольшая существенность для этики закона кармы.

Буддизм."Четыре благородные истины" Будды: 1 Жизнь – это страдание (все человеческое существование характеризуется стабильностью, неудовлетворенностью, страданием). 2. Страдание происходит от желаний. 3. От желания нужно избавиться. 4. В поиске спасения человек должен пройти по "Благородному пути" (1.Правильная вера. 2. Правильная цель. 3. Правильная речь. 4. Правильное поведение. 5. Правильное усилие. 6. Правильное контролирование разума. 7. Правильная медитация). Различие требований к монахам и мирянам. "Десять правил для монахов. Рассмотрение высшей реальности не в этических категориях, относительность добра и зла.

Даосизм. Предельная простота проблемы зла: все природное – благо (все естественное хорошо), зло – в отступление от Дао – мирового первопринципа _ гармонического мира природы. Добро и зло _ пара взаимообусловленных противоположностей.

 

Гуманизм (светский гуманизм, секулярный гуманизм).

Личность человека, "человекобожничество", похвала современному человеческому разуму. Человек – центр вселенной. Американец Морис Б. Сторнер-представитель современного секулярного гуманизма. Из "Гуманистической этики" Сторера: гуманисты – это те люди, которые " оставили веру в откровение и догматический авторитет и приняли человеческий разум и опыт в качестве основания для веры и поступка, принимая благо человека – добро для себя и других живущих на земле – в качестве наивысшего критерия правильного и неправильного в сочетании с заботой о других живых творениях".

         Секулярный гуманист Пол Куртц: гуманизм как система, основанная преимущественно на науке, посвященная использованию критического ума и рациональному исследованию в понимании мира и решении проблем, и как этическую философию ("В защиту секулярного гуманизма").

Объективизм.Идея о том, что основанное обязательство человека – перед самим собой. Продуманное развитие этого подхода в философии объективизма Эн Рэнд. Отрицание существование объективных концепций правильного и неправильного. Наивысшая ценность жизни. Понятие социальной ответственности как образа жизни, который не нарушает благосостояния других людей.

         Независимость человека от любого внешнего контроля. Поиск самопонимания как поиск своей индивидуальности. Замена идеала самоотречения утверждением, что человек должен делать то, что правильно для него самого.

         Распространение объективизма на Западе. Влияние объективизма на представление об общественной нравственности, о статусе женщин, о гомосексуализме и изменению пола, на падение интереса к социальным проблемам.

Бихевиоризм.Обусловленность поведения человека различными обстоятельствами. Объяснение человеческой деятельности как реакции.

         Джей Б. Ватсон: истинная психология исследует не умственные процессы, а поведение человека.

         Философия Б.Ф.Скиннера: все человеческое поведение можно понять и изложить в строго научных понятиях. Личность – "это организм… с определенным набором поведенческих схем". Человек – не автономное существо, а тот, кто реагирует на общее окружение, он – высокоразвитое животное, он – продукт человеческой культуры. Высшее благо – выживание, оно же – основание для принятия нравственных решений и суждений. Социальная предопределенность идеалов. Человек – часть медленного процесса развития окружающей среды.

 

Альтернативы внутри христианской этики.

         Различные подходы к решению этических вопросов верующими в многообразном христианском мире.

Римско-католическое нравственное богословие.

Важность для христианской этики решений Второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) Господство до Собора традиционного подхода, которому многие следуют и сейчас (Р.Дэйли. Введение в нравственное богословие): человеческий дух связан в менее важном (но и не злом) теле, спасение возможно получить через строгую духовную дисциплину в достижении богословских, интеллектуальных и нравственных добродетелей, которые приобретаемы были только с помощью Божией. Божья благодать через таинства наделяет человека необходимой силой для христианской жизнь. Источника водительства для христианина-католика: 1. Естественный закон. 2. Божественный позитивный закон. 3. Человеческий позитивный закон. 4. Совесть. Задача верующего_ открывать, а не решать.

         Новый послесоборный подход. Бернард Хэринг и новое направление католического нравственного богословия (работа "Закон Христов", издана в 1954году): акцентуация важности духа Святого Писания в принятии нравственных решений, сосредоточения на важности внимания ко всей жизни христианина в целом.

         Тимоти О, Коннел. "Принципы католической нравственности". Ключевая роль совести в принятии христианских решений. Совесть не как чувство вины за совершенные грехи, а как руководство при принятии решений в конкретных ситуациях.

Этика протестантизма.

         Преимущественное внимание социальным вопросам. Концепции протестантского фундаментализма при вынесении решений в социальной сфере. Рейнхольд Набур – американский протестантский богослов XXвека, внесший наибольший вклад в протестантскую христианскую этику. 1935г. "Толкование христианской этики": вопросы эффективного применения Евангелия в социальных вопросах. Идеал справедливости – "путеводитель к опыту любви".

         1950г. Пол Рэмзи. "Основы христианской этики": два источника христианской любви (Божий путь взаимодействия с человеком и Царство Божье).

         Ситуационная этика. Разработка в 1960-х и 1970-х годах в протестантском мире этики ситуационной.

         1966г. Джозеф Флетчер. "Ситуационная этика": "единственным этическим абсолютом является любовь", решение возникающих ситуаций с позиции христианской любви, а не с позиций заранее созданных правил. Принципы Флетчера: прагматизм, релятивизм, позитивизм и персонализм.

         Абсолютистская этика. Абсолютная универсальность библейских норм. Роберт Мак Куилкин "Введение в библейскую этику": "Писание есть конечный авторитет в этических вопросах" Некоторые исключения из ветхозаветного нравственного закона.

         Евангельская этика американского протестантизма. Влияние ситуационизма, но отвержение его ведущего значения. Полагание христианской жизни ответной реакцией верующего Богу. Работа Льюиса Б. Смидса – хороший пример такого похода. Понимание нравственности относящейся ко всему человечеству, а не отдельной группе людей. "Прямые указания "бога и "вневременные законы". Отказ от абсолютистской позиции. Косвенная защита прав женщин на аборт (убийство плода). Познание, что у любой заповеди может быть исключение.

         Теоцентричная этика. Концепция теоцентричной этики в протестантизме американского мыслителя Джеймса Густавсона (двухтомник "Этика с теоцентричной точки зрения", 1981, 1984).все заявления о знании Божьих целей-примерны и рискованны, необходимо умение их распознавать, Историческая обусловленность Священного Писания. Фундаментальные требования Библии – основа для нравственных решений.

 

 

 

 

Православное нравственное богословие.

         Изложение в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии. Наука о человеческом поведении. Современная постановка и формулировка нравственных проблем и решение этих проблем. Материал для общефилософского осмысления человека. Источники нравственного богословия – Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Предание Церкви и источники, не связанные с Божественным Откровением. Главные положения христианской нравственности (5-7 главы Евангелия от Мартфея, Послание св.ап.Павла).

         Значение литургических текстов как источника для православного нравственного богословия. Ценность канонического права для нравственного богословия. Письменные памятники по христианской этике.

         Отличие  православной этики от практической деонтологии Запада.

 

 

 

Тема 2. Библейская этика.

 

Общая характеристика ветхозаветной морали.

Переплетение нравственности и духовности в ветхом Завете. Отсутствие разделения на священное и мирское. Мораль – подчинение воле Бога. Нравственные обязательства иудеев – это часть отношений Завета с Богом.

         Подчинение ветхозаветной морали Закону. Закон как наставление, а не отвлеченное правило. Четкая концепция справедливости. Требования Закона. Наличие нескольких законодательный кодексов: Кодекс Завета (Исход 20:22-23:33), Кодекс Святости (Левит. 17-26), Кодекс Второзакония (главы 12-26).

         Этический монотеизм Пророков. Пророческое движение VIIIв. До Р.Х. Появление Пророков во времена национальных кризисов. Этические принципы пророков как логическое последствие веры в единого Бога. Универсальность и нелицеприятность нравственного закона.

         Нравоучительный характер книг Святого Писания. Иисус и Евангелия. Своеобразие описания воплощения Бога в Иисусе в каждом Евангелии.

Спаситель и иудаизм. Исполнение предписаний Закона. Следование духу, а не букве. Отличия учения Христа от Ветхого Завета и раввинистических писаний: Божья любовь ко всем людям, гибкость в отношении Закона и религиозных установлений, особенность ответа на эсхатологические ожидании, подчеркивание значимости настоящего времени. Притчи Христовы, Идеал в человеческих отношениях. Основные концепции этического учения Христа. Царство Божье. Отношение к Закону. Послушная любовь. Пример Иисуса Христа.

Этическое учение святого апостола Павла. Христиане как новый Израиль. Восприятие Христа как основание нравственности. Отправная  точка – суверенитет Божий. Универсальность греха. Сила преодолеть греха. Уважение к Церкви. Уважение к самому себе. Уважение к другим христианам. Уважение к неверующим.

 

Тема 3. Вера и любовь.

Предпосылки веры. Вера в Бога. Образы Бога: личность, создатель, Судья. Взгляд на природу человека: человечество как часть естественного порядка, человечество уникально в творение, человечество как социальные создания. Вера и спасение. Искупительное действие для христиан в личности Иисуса Христа. Трансформация характера человека в результате действия Спасителя.

Жизнь в христианской общине. Церковь как земной институт – община людей, верующих во Христа. Воздействие общины веры на христианина. Участие христианина в жизни Церкви. Любовь (агапэ).

Природа любви. Благодатное послушание воле Божией. Созидание общности между людьми.

Источник любви. Любовь как дар, приходящий от Бога.

Требования любви: забота и уважение к другим людям, выражение любви на практике, требование прощения и примирения. Любовь и справедливость. Христианская ответственность в социальных вопросах.

 

Тема 4 Православное нравственное богословие

Предмет, источники и история православного нравственного богословия.

Источники: Св. Писание, Св. Предание Церкви и источники, не связанные с Божественным Откровением. Особое значение евангельского повествования о Страшном Суде. Ценность памятников агиографической письменности. Значение литургических текстов.

Естественный нравственный закон. Реальность естественного нравственного закона. Основные источники учения Церкви о естественном нравственном законе: Божественная Откровение, патриотическая письменность и памятники церковного права. Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла. Из Рим. 2.14-15: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них записано в сердцах". Основная тема Послания к римлянам – абсолютная необходимость веры для оправдания человека пред Богом. Основные положения учения апостола Павла: 1 Общая принадлежность всех людей Богоданного естественного нравственного закона. 2. Этот закон ориентирует каждого человека в выборе добра. 3. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу. 4. Всеобщая ответственность людей за нарушение требований естественного нравственного закона, всеобща известность того, что неповиновение закону влечет будущее возмездия.

         Естественный нравственный закон в учении отцов Церкви. Св. Иустин Философ – отец учения о естественном нравственном законе. Основное положение учения Св. Иустина – Бог сотворил человека способным избирать исти6ну и поступать справедливо.

Теория нравственной санкции.

         Проблема происхождения естественного нравственного закона. Существующие теории нравственной санкции: психологическая (теория нравственного чувства), социально-апробативная, теологическая.

Эмоции, влечения и потребности. Эмоционально­ потребностная сфера в структуре личности. Функции эмоций.

Христианский взгляд на эмоции. Стоический и гедонический идеалы. Избегание христианами этих двух крайностей. Духовные и телесные чувства. Роль эмоций в нравственной жизни. Влечение  как эмоциональное переживание потребности.

         Возникновение, характер и контролируемость влечений. Отсутствие высших влечений – остановка в развитии личности. Определ6ение уровня развития личности ее нравственной и религиозной сформированностью. Основные категории потребностей. Аффилиативная потребность (потребность человека в общении с окружающими людьми).

         Нравственное сознание. Нравственное сознание в структуре личности. Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания. Стыд как переживание вины и экзистенциальной исключительности. Стыд и несостоятельность ложной надежды..

         Нравственное становление человека: движение от "ЭГО" к совести.

Психопатия как патологическое проявление. Отношения психопатического круга. Восстановление сил души и совести – выход за пределы психопатического круга. Человек, пребывающий в страстной эмоциональности Человек, живущий жертвенно и самоотверженно.

         Законы нравственного становления человека.

Закон опережения: если в процессе нравственного становления опережают способности, то они неизбежно ложатся в эгоистическое ядро. Закон оскудения душеных сил: предупреждает о последствиях душевной черствости и учит пребывать в доброте и чуткости. Иссякание меры передаваемых душевных сил из поколения в поколение. Негативное эмоциональное состояние как признак иссякания душевных сил, их подавления духом зла. Давление плотоугодия на деятельную силу души. Наследственное помрачение совести из-за участия дедов и прадедов в ужасных гонениях на Церковь. Творение безобразия, т.е. действие без образа истины. Нарастание греха из поколения в поколение ввиду отсутствия истинного покаяния. Действия попечительной силы души.

Закон хранения в человеке образа истины: каждый человек рождается на свет с искрой Божией, которая присутствует в человеке как его советь.

         Нравственное учение о долге. Деонтология как комплекс вопросов, связанных с понятием долга и должного. Понятие достойного поступка. Верность в соблюдении долга как христианская добродетель. Соблюдение долга – всеобщее условия быть достойным блага.

         Понятие воздания в Священном Писании. Соединение представления о воздаянии с ожиданием земных благ. Вещественность ветхозаветных наград людям. Прекращение со смертью духовных наград в Ветхом Завете (например, близость к Богу). Наказание Богом народа за грех одного человека и награда за личную праведность другого человека.

         Изменение представления о воздаянии в Новом Завете. Немыслимость воздаяния вне отношения человека к вере во Христа.

Временные наказание за грех как более очевидная форма воздаяния в плане зеленой человеческой жизни. Св. ап. Павел о причине частных болезней и смертей коринфян. Спаситель о маловажности счастья в земной жизни. Воздаяние как онтологический принцип.

         Тема свободы в учении Церкви. Свобода как основа нравственного становления личности. Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире. Самоопределение твари через форму, индивидуальность и ипостась. Свобода богоданного человека.

         Нравственная свобода личности: Способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями. Раскрытие экзистенциального аспекта нравственной свободу человека в становлении и самовыявлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. Виды нравственной свободы: формальная, ареальная и идеальная. Реальная нравственная свобода – свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и индетерминизм в этике Свобода самоопределения и феноменология зла.

         Потеря духовной свободы и грех. Христианство как благая весть о возвращении человеку духовной свободы через преодоление гибельных последствий греха.

         Взгляд на грех в Священном Писании. Строгое отношение Библии ко греху. Грехопадение первых людей. Обличие грехов народа и его отдельных представителей пророками.

Грех как ошибка, заблуждение, падение и отклонение от истинной цели.

         Грех как совокупность трех основных компонентов: ошибки в плане ценностной ориентации, нарушения нормы в плане нравственного поведения и отклонения, от цели в плане Божественного предназначения. Причины греха. Нечистые, злые и власфемические помыслы. Власфемические помыслы как грех против Духа Святого Божия. Задачи человека по владению своим умом в помыслах.

         Развитие страстного помысла и грех. Различные моменты действия страстного помысла на душеное состояние человека: прилог, внимание, услаждение, желание, пленение и решимость.

         Последствия греха. Грех и феноменология отчуждения личности. Природный эгоизм и проблема личного соперничества.

         Грех пьянства. Его причины. Классификация пьющих по Шичко. Преодоление греха пьянства. Российский опыт. Трезвенническое движение. Заповеди трезвости.

         Противоестественные грехи.

Свобода человека и воля Божия. Предопределение Божие и нравственная свобода человеческой личности. Личность в системе ценностных ориентаций. Классификация К.Г.Юнгом типологии характеров. Доминирование одной из функций души (сознание, чувство, интуиция или ощущение). Достоинство и назначение человека. Диалектика достоинства и унижения личности.

         Аспекты ценностной ориентации личности. Понятие "честь". Честь как принцип отношения человека к собственному существованию. Честность как принцип отношения человека к человеку. Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу. Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни. Место добродетели в системе нравственных ценностей. Описание добродетелей как системы ценностей.

         Ориентация на комфортность как результат порочности личности.

         Преодоление порочности в ценностном переживании добродетели. Ценностный самоотчет и мировоззренческая ориентация личности.

 

Тема 5 Человеческая сексуальность и взаимоотношения в браке

 

         Христианская концепция брака: моногамия, единство и нерасторжимость, Критика концепции рядом протестантских теологов. Семейные отношения, по мнению ап. Павла (Ефесенам 5: 21- 6:4). Муж как глава семьи (Еф. 8 и 5:23). Современное положение дел. Изменилась роль женщин и мужчин в семье. Увлечение карьерой. Экономическая независимость женщин от мужчин. Увеличение случайных отношений между неженатыми людьми. Изменения внутри семьи: участие в домашних делах и воспитание детей. Влияние на семью изменений вне дома. Внешнее "сексуальное давление" на людей. Биологический аспект человеческой сексуальности. Взгляд на секс как на исключительно идеологическую функцию. Ориентация секса на непосредственное желание, снятие напряжения и на воспроизводство.

         Флирт, игра (как у животных) мужчин и женщин друг с другом как второй элемент сексуальности. Романтическая любовь как третий элемент сексуальности. Христианский идеал – воздержание до брака и верность в браке. Брак ­- постоянные взаимоотношении. Развод – зло. Обязанности мужа и обязанности жены в христианском браке.

Супружество правило: быть искренним в браке, доверять другому, быть бережным к другому. Терпение ­ учитель супругов.

         Христианская интерпретация сексуальности. Рассмотрение вопросов секса в Библии. Секс как часть Богоданной природы. Неполноценность творения, пока не была создана женщина в дополнение к мужчине (Быт. 2:7, 18-22). Кульминация творения ­ утверждение о единстве мужчины и Женины (Бт. 2:24). Заповедь "плодиться и размножаться". Термин "познать" в Библии.

Неизбавимость человека от сексуальности (ни внешняя непривлекательность, ни возраст, ни монашеские обеты). Сексуальный акт как отношения, а не действия двух лиц. Необходимость контроля сексуального мотива. Две функции сексуальных отношений (воспроизводство, создание и поддержание личностного единства двух людей).

         Св.Августин и его негативное отношение к сексуальности, негативное отношение к сексуальности в ранней Церкви. Неспособность церкви на Западе помочь своим членам в сер. XXвека в эпоху сексуальной революции.

         Современные православные богословы Греции о сексуальности и браке. Духовно-нравственные принципы взаимоотношений в семье по памятникам древнерусской письменности ("Поучение" Мономаха. "Домострой" Сильвестра).

Православное таинство браковенчания:

Канонические правила препятствие к благодати браку.

Целомудрие в бракеСв. Иоанн Кронштадский и др. Православные подвижники благочестия XIX-XXвеков как примеры целомудрия в браке. Целомудренный брак св. Елизаветы Федоровны и Вел. Князя Сергея Александровича. Гл. 10 Социальной концепции РПЦ о целомудрии в браке.

         Развод. Отношение к разводу в православии, католичестве и протестантстве. Христианский смысл нерасторжимости брака. Возможность развода на основании неверности в православии. Отноше6ие к разводу в Ветхом Завете (легкость проце6дуры для мужчин, незащищенность женщин). Нравственные и физические последствия полой распущенности.

Проблема сожительства, его невозможность для христиан. Влияние предшествовавших половых связей на потомство.

         Гомосексуализм и христианская вера. Отношение к гомосексуальности в Ветхом Завете.

         Психологические факторы гомосексуальности. Научные исследования вопроса. Отношение психологов к гомосексуальности как к умственному расстройству. Возможности лечения и выздоровления. Социальные и культурные условия гомосексуальности.

         Отношение к гомосексуальности в православии, римо-католичестве и протестантизме.

 

Тема 6: Жизнь и смерть: вопросы биомедицинской этики

Аборт. Мнение римско-католической церкви относительно аборта (аборт безнравственны и невозможны при любых обстоятельства). Канонизация католической церковью женщины, отказавшийся делать аборт даже при угрозе смерит при родах.

Мнение православной церкви (аборт не только безнравственен, но и преступен – это убийство) _ наиболее близкое ранней Церкви. Св. Василий Великий: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство". Священный Синод Российской Церкви в XIX-н XXв. об абортах (разрешение аборта по заключению врача с целью спасения жизни женщины). Гл. 10 Социальной концепции РПЦ. Аборты в СССР:% период разрешения (1920-1936, 1955-1991) и период запрещения (1936-1995) СССР в 1970-80-е годы – лидер в мире по числу абортов (на 1000 женщин фертильного возраста – 120 абортов).

Когда плод становится личностью? Позиция Римско-католической Церкви: личность появляется в момент зачатия (энциклика "EvndeliumVitae" Иоанна Павла IIот 25 марта 1995 года). Согласие с этим мнением многих протестантов.

Отсутствие единого мнения в протестантских церквах. Нравственный вопрос относительно конфликта ценностей в протестантском мире. Мнение значительной части протестантов о том, что женщина выбирает, не между добром и злом, а между двумя ценностями.

Рождение ребенка с целью оставить его для усыновления – альтернатива аборту.

Признание Верх. Судом США в 1973 года права женщин на аборт. Современное положение в вопросах аборта в США и Европе.

         Биомедицинское оплодотворение. Искусственное оплодотворение от мужа и искусственное оплодотворение от донора. Пробирочное оплодотворение. Суррогатное материнство.

 Являются ли искусственное осеменение донорской спермой и суррогатное материнство нарушением отношение мужа и жены? Позиция Римско-католической Церкви: это прелюбодеяние, т.к. является нарушением Божьего плана о том, что у мужа и жены должны быть взаимные, не предаваемые третьим лицам права по отношению друг к другу (озвучена Римским Папой Пием XIIв 1949 году). Близость позиции Православной Церкви (гл. 10 Социальной концепции РПЦ) и значительной части протестантов.

Клонирование.  Первый удачный опыт клонирования – рождение овечки Долли в феврале 1997 года. Клон как генетическая копия одного родителя без использования сексуальных средств. Принцип клонирования берется клетка из тела взрослого человека, помещаются в человеческую яйцеклетку, из которой предварительно было извлечено ядро с ДНК, яйцеклетка помещается в тело женщины, а далее ­- обычный процесс роста и рождения плода. Объявление клонирования вне закона в Дании, Германии, Великобритании и  Испании. Приостановление в США федерального финансирования программы по клонированию человека. Очевидность практической возможности клонирования человека. Национальная комиссия США по биоэтике провозглашает клонирование нравственно неприемлемы "в настоящий момент".

Каковы цели клонирования? Помощь в разрешении проблем бесплодия; поставка эмбрионов для исследований; помощь в лечении смертельных заболеваний; возможность заменить преждевременно умершего ребенка; источник биологических запчастей; возможность зарабатывать деньги на продаже эмбрионов на открытом рынке (например, эмбрионы спортсменов, супермоделей, артистов, политиков и т.п.) – сосредоточение на  личной ценности ребенка, а на потребительских нуждах третьих лиц. Проблема уничтожения лишних эмбрионов.

Мнение всех христианских концессий: на данный момент нет убедительных причин для клонирования человека.

Трансплантология.Использование органов умерших.Поиск редких ресурсов.

Эвтаназия – грех, не имеющий оправдания (мнение всех христиан).

Забота об умирающих.

 

Тема 7: Христианская этика и этические вопросы

Изменения в этнической структуре российского общества.Православный подход  к этим изменениям. Стереотипы и предубеждения Дискриминация.

Библейские концепции межнациональных отношений. Деление на "своих" и "чужих" в Ветхом Завете по принципу близости к Богу. Попытки ряда богословов найти оправдание расовой сегрегации в Ветхом Завете (Бытие 4:8-16, 9: 25-27_. Разделение среди людей как последствие греха, а не как Божий замысел. Прямолинейность Нового Завета в своем отношении к разделению людей на группы. Учение Христа о любви как главный моральный императив.

Церковь и Государство. Византийская симфония властей. Церковь в Древней Руси. Церковь в Московии. Церковь в Российской Империи как институт поддержания лояльности подданных (крещение, венчание, справки о причащении и т.п.). Институт военных священников в Российской Императорской Армии. Героизм военного священства в войнах XIXв.

Падение религиозности в российском обществе в XIXв. "Исповедь" графа Л.Н.Толстого. Церковь и революция. Массовый отход от веры. Гонения на Церковь. Возрождение Церкви в конце XXвека. Современное положение дел. Социальная концепция РПЦ, принятия на юбилейном архиерейском соборе 2000 года. Взгляд на православие как на религию государствообразующего этноса России. Место православия в ряду традиционных исторических религий России. Проповедь православия в настоящее время среди нехристианских нардов в России и за рубежом. Миссия Александрийской Православной Церкви в Африке (Угада, Кения и др. страны). Миссия среди "гасторбайтеров" в России.

 

Тема 8: Статус женщин.

Женщины и Священное Писание. Различие ролей мужчин и женщин. Роль жены и матери, хранительницы очага. Женщины как хранительницы веры. Взгляд на женщин в Экклезиасте и Песни Песней.

Женщины и закон. Ограниченность влияния женщин на политические структуры власти. Усиление роли женщин на политику в Западной Европе: позитивные и негативные моменты. Направленность многих законов на защиту женщин. Проблема сексуальных домогательств.

Женщины и трудоустройство. Вторичность трудоустройства по отношению к роли жены и матери (примерно до середины XXвека). Усиливающийся выход женщин на рынок труда. Наибольший процент женщин среди врачей, учителей, библиотекарей и продавцов.

Феминистское движение. Развитие женских студенческих программ на Западе по мере роста феминистского движения. Влияние феминистского движения на протестантские церкви: полноценное участие женщин в жизни церквей вплоть до рукоположения. Применение инклюзивного языка. "Сексистский" перевод Библии. Отношение православия к феминизму.

Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Миф о "полезности добрачных половых отношений как эксперимента по поиску подходящего партнера". Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья девушки.

 

Тема 9: Христианство и общество. Церковь и государственная власть.

Отношение между Церковью и обществом по учению Ветхого и Нового Заветов.

Средневековая модель церковно-государственных отношений: папоцезаризм на Западе и цезарепапизм на Востоке. Религиозный интерес как определяющий для средневековья. Метод средневековой схоластики (Алкуин). Идеал человека согласно "Поучению детям" Владимира Мономаха. Крестоцелование как религиозная присяга средневековья. Католические епископы как светские князья в средневековая Германии, их участие в вассально-сеньориальных отношениях. Духовно-рыцарские ордена. Крестовые походы. Роль монастырей в жизни средневековой Европы. Средневековые университеты в Европе. Древнерусская школа.

Византийское влияние на Западную Европу. Общество, государство и церковь в эпоху Возрождении. Возрождение интереса к человеку. Общение к античным идеалам. Поворот к земному.

Реформация как религиозное и общественно-политическое явление. Лютер и Мюнцер. Возвышение науки, научный интерес как господствующий в Новое время. Возникновение утопических проектов, преобразования человека и общества. "Город Солнца" Томаса Кампанеллы. Робинзон Крузо – герой нового времени

Трагические события XXвека. Современные церковно-государственные отношения в Зап. Европе и в России.

Участие христиан в политическом процессе на западе. Христианско-демократические партии. Интернационал христианской демократии. Способы участия Христин в политическом процессе.

Протестантский фундаментализм и либерализм в общественной жизни США и Западной Европы.

Христианин в роли гражданина своего Отечества.

 

 

 

 

Тамма 10: Христианство и наказание за преступления.

 

Юридическая концепция наказания: два принципа (равное обращение со всеми людьми и наказание обязано соответствовать  тяжести преступления). Цель наказания – поставить виновного в положение худшее чем то, в котором он был раньше. Исполнение наказания – прерогатива государства.

Почему общество наказывает преступников? Древний ответ на вопрос – возмездие, имеет основание в Ветхом Завете. Эта концепция отражает идею о том, что преступление – это нарушение нравственного порядка, что оно создает дисбаланс, который необходимо исправить.

Мнение современной судебной системы: возместить нанесенный вред недостаточно, если кто-то совершил плохой поступок, то по отношению к нему должно быть совершено нечто большее, что заставят его страдать также, как страдала его жертва. Наша система требует, чтобы преступник уплатил штраф и был отправлен в тюрьму или  внес такую сумму денег, которая намного превысит простое возмещение убытков.

Одна из последних теорий наказания, носящая утилитарный подход, учитывает последствия кары. Вопрос, заданный этой теорией: "Чего мы надеемся достичь, наказывая правонарушителя? "Данный подход также видит основу наказания в причинении страдания преступнику. Однако он требует, чтобы эта боль была оправдана неким положительным результатом в будущем по отношению к осужденному, жертве или обществу в целом.

Наказание нельзя оправдать лишь достижением некоего теоретического равновесия, здесь необходимо видимое улучшение ситуации. Для самого правонарушителя это должно быть внутреннее преобразование, которое позволит ему вернуться в общество в качестве нормального и приспособленного к жизни человека. Для общества – защита от преступлении в будущем. Недостатки концепции возмездия и утилитарной концепции.

Ф.М.Достоевский о покаянии и внутреннем преобразовании души преступника в романе "Преступление и наказание". Гражданская позиция Достоевского по вопросу наказания.

Л.Н.Толстой о наказании преступника в свете своей концепции непротивления злу насилием.

Апология с христианской точки зрения современной системы правосудия американским религиозным философом Харольдо Де Вольфом в глубоком исследовании "Преступность и правосудие в Америке". Свой подход философ называет "философией социальной защиты и реабилитации". Де Вольф приводит список "этических норм уголовного права", по которым следует оценивать систему наказания за преступления:

1. Последовательность и близость к реальности.

2. Стремление к благу и уважение ко всем людям.

3. Равные права для всех.

4. Презумпция невиновности.

5. Особая защита от несправедливого обращения для тех, кто беден, слаб или просто непопулярен.

6. Восстановление общества после выхода преступника на свободу.

7. Ответственность всех членов.

Отрицает идею возмездия в действенной философии уголовного права. Проблема преобразования преступника в добропорядочного гражданина.

Права потерпевших. Частое игнорирование судебной системой прав потерпевших. Отстаивание потерпевшими своих прав часто требует финансовых затрат, что является тяжелым бременем для бедных людей.

Права потерпевших в свете Ветхого Завета: за покушение на частную собственность или жизнь от нарушителя требовалось как возмещение ущерба, так и компенсация потерпевшему. Защита прав потерпевших (определенный штраф в пользу пострадавшего) в законах средневековой Руси, Англии и Германии.

Не предусмотрены выплаты потерпевшему в США и позиций христианской этики современного европейского и американского законодательства в вопросах защиты прав потерпевших.

Смертная казнь. Обзор истории применения смертной казни в России. Вынесение смертных приговоров внесудебными органами в административном порядке в Советском Союзе в сталинскую эпоху. Смертная казнь в СССР за ряд финансовых преступлений. Мораторий на смертную казнь в современной России. Отказ от смертной казни в Европейском Союзе. Смертная казнь в США: в 1972 году Верховный Суд США признал неконституционными любой закон, который оставляет решение о вынесении смертного приговора на усмотрение судьи или присяжных, вследствие чего 36 штатов внесли поправки, требование обязательное применение смертной казни за определенные преступления.

Отношение к смертной казни в Ветхом Завете:предусматривалось наказание смертью за целый ряд преступлений. Смерть была предусмотрена за убийство в ходе драки (Исход 21:12); избиение своих родителей или оскорбление их словами, похищение человека (Исход 21: 15-1); колдовство, скотоложство и идолопоклонство (Исход 22: 18-20); поклонение другим богам (Второзаконие 17: 2-5); отказ подчиняться судебным решениям священников левитов (Втор. 17: 8-13); предумышленное убийство (Втор. 19: 11-13); супружеская измена (Втор. 22:22); изнасилование (Втор. 22: 25-27); похищение людей (Втор. 24:7). Второзаконие предписывает убить сына, если он "будет буйный и непокорный" (Втор. 21:18-21). Вывод о том, что смертная казнь в Ветхом Завете не ставится под сомнение, а только указываются случаи, когда ее следует применять. Требования В.З. ставили целью применением смертной казни ограничить жажду мести, они защищают общество от крайней жестокости.

Отношение к смертной казни в Новом Завете: непосредственное указание Христа в Евангелии от Иоанна 7:53-8:11-расказ о женщине, уличенной в прелюбодеянии. Ответ Христа: "Кто из вас без греха, первым брось в нее камень" и Его слова к женщине: "Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши".

Отношение Римско-католической церкви к вопросу применения смертной казни.

Отношение протестантов к смертной казни. Евангелическо-лютеранские церкви. Европы заявляют о недопустимости смертно казни. Протестанты США имеют разномыслие по этому вопросу.

Отношение РПЦ к вопросу о смертной казни. Основано на "Основах социальной концепции РПЦ " (гл. IXпреступность,  оказание, исправление): "Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, а ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIIIвека до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившиеся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".

Русская православная церковь о преступности и наказании за преступления.

         Глава IX"Основ социальной концепции РПЦ" "Преступность, наказание, исправление". Признается, что "Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души". "Церковь настаивает на необходимости человеческого отношения к подозреваемым, подследственным и гражданам, уличенным в намерении нарушить закон".

" IX.3. Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего".

 

Тема 11: Война и мир

Библия и война. Оправдание в ветхом Завете войны для евреев как Богоизбранного народа как исполнения Божьего замысла. Когда еврейский народ был верен, Бог давал ему победу над врагами. Когда же люди были неверны, Бог использовал вражеские народы, чтобы наказать их. Методы ведения войны не отличались у евреев от методов других нардов. Отношение к врагам было не более человечным, чем отношение других народов – это отражено в псалмах (гневные выпады против врагов).

Пророки считали войну инструментом Бога в историческом процессе. Пророческие тексты, где встречается упоминание о Божией любви ко всем народам и провозглашается ожидание вселенского мира (Исайи 2:4 и Михея 4:3).

Новый Завет о войне говорит мало. Антивоенные взгляды находят поддержку в учении Христа о любви и в Золотом правиле: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мтф. 7:12).

 

Христианство и традиционная война.

Ранняя Церковь склонялась к пацифистским взглядом. Католическая доктрина "справедливой войны" (развил Св. Августин (354-430) и переформулировал св. Фома Аквинский (1224-1274) – соответствие войны шести условиям, чтобы быть справедливым:

1. Руководить войной должна законная власть, которая использует венную силу, чтобы достичь своих целей.

2. Повод должен быть справедливым, то есть действия должны предприниматься ради достижения добра или избегания зла.

3. К войне нужно прибегать как к последнему средству.

4. Добро, к которому должна привести война, обязано перевешивать зло, причиняемое ею.

5. Необходимо трезвое ожидание успеха в кампании.

6. Войну нужно вести в соответствии с международными правилами войны.

Различные позиции относительно о участия христиан в войне: 1. Участие в войне как обязанность христианского понимания гражданства. 2. Посвящение Христу запрещает любое участие в войне. 3. Участие в войне как в меньшем из двух зол ("участие в агонии").

Русская Православная Церковь в вопросах войны и мира опирается на "Основы социальной концепции РПЦ" (глава VIIIВойна и мир): "Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. "РПЦ в основном поддерживает западную концепцию "справедливой войны" с оговоркой, что "вопрос о поддержке или осуждении Церковью. Военных действий нуждается в отельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала".

Христианство и современная война. Ядерное, химическое, биологическое оружие, опасность полномасштабной термоядерной войны. Традиционная христианская эсхатология построена на идее прекращения истории в результате Божьего наивысшего деяния, которого мы можем с надеждой ожидать. Теперь конец истории может стать выбором самого человечества.

Вопрос потенциальной возможности тотального уничтожения жизни на земле. Подход к вопросам ядерной войны у православных и католиков: подход как к традиционной войне.

         Стремление к миру. Учение РПЦ о стремлении к миру (гл VIIIоснов соц. Концепции РПЦ): "В основе христианского понимания мира лежат обетования Божии, засвидетельствованные в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Эти обетования, придающие подлинный смысл истории, начали исполняться в Иисусе Христе. Для его последователей мир является благодатным даром Божьим, о котором мы молимся и которого испрашиваем у Господа для себя и всех людей…

РПЦ стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию нарды, этнические группы, правительства, политические силы.

 

Тема 12: Работа и собственность

Христианство и капитализм. Капитализм – это доминирующая экономическая система в мире. Капитализм в классическом смысле определятся как частное владение средствами производства, распределения и обмена и использования средств с минимальным регулированием со стороны государства в соответствии с индивидуальными намерениями и в атмосфере свободной конкуренции с целью максимизации прибыли. Капитализм покоится на четырех основных концепциях: 1. право владения частной собственностью, 2. свободный рынок, 3. конкуренция в производстве и распределении товаров и услуг. 4. стремление к максимизации прибыли является движущей силой экономической системы.

Взгляд РПЦ" на собственность (гл.  VIIоснов социальной концепции РПЦ): "VII. 3. Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления – хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ… Вообще отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью".

РПЦ о труде (гл VI): " VI.4. С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти".

 

IV.            Учено-тематический план.

 

Наименование тем

Количество аудиторных

часов

Самостоятельная работа

Учеников, семинары

Обзор этика

4

 

Библейская этика

4

 

Вера и любовь

4

 

Православное нравственное богословие

18

1 час (просмотр фильма)

Человеческая сексуальность и взаимоотношения в браке

8

1 (семинарское занятие)

Жизнь и смерть: вопросы биомедицинской этики

3

 

Христианская этика и этические вопросы

4

 

Статус женщин

4

 

Христианство и общество. Церковь и государственная власть

7

 

Христианство и наказание за преступления.

3

 

Война и мир

2

 

Работа и собственность

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое поурочное планирование по курсу "Христианская этика"

для 11 класса

68 учебных часов (из расчета – 2 учебных часа в неделю).

Первое полугодие: 34 часа.

 

Тема № 1: Обзор этики (4 часа)

Урок 1: "Нравственный тупик атеизма, Христианство и нравственность"

Урок 2: "Обзор этики, ее задачи, предпосылки и цель".

Урок3: "Альтернативы христианской этики: религиозные системы иудаизма, ислама, индуизма и даосизма, светский гуманизм, объективизм и бихевиоризм".

Урок 4: "Альтернативы внутри христианской этики: православное нравственное богословие, римско-католическое нравственное богословие, этика протестантизма, автономная этика И.Канта, евангельская этика американского протестантизма. Отличие православной этики от практической деонтологии Запада"

 

Тема № 2: Библейская этика (4 часа)

Урок 5: "Общая характеристика ветхозаветной морали"

Урок 6.: "Иисус Христос и Евангелия. Характеристика и основные концепции этического учения Христа"

Урок 7: "Этическое учение св. Павла".

Урок 8: Библейское богословие и этика. Взгляд на грех в Священном Писании".

 

         Тема № 3: Вера и любовь (4 часа)

Урок 9.: "Вера и спасение"

Урок 10: "Жизнь в христианской общине".

Урок 11: "Любовь (агапэ). Источник и природа любви".

Урок 12: "Требования христианской любви. Любовь и справедливость".

 

         Тема 4: Православное нравственное богословие (19 часов)

Урок 13: "Православное нравственное богословие: предмет, источники и история".

Урок 14: "Естественный нравственный закон как основополагающий принцип православного нравственного богословия. Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла. Теории нравственной санкции".

Урок 15: "Христианский взгляд на эмоции. Воля и страсть, Роль эмоций в нравственной жизни. Эмоциональное воспитание".

Урок 16: "Нравственное сознание. Стыд. Совесть. Нравственное становление человека: движение от "его" к совести".

Урок 17: "Законы нравственного становления человека"

Урок 18: "Нравственное учение о долге. Обязанность как требование нравственного закона".

Урок 19: "Понятие воздаяния в Священном Писании".

Урок 20: "Нравственная свобода личности. Потеря духовной свободы и грех"

Урок 24: "Грех как ошибка в духовном самоопределении человека. Причины греха. Виды греха. Противоестественные грехи как причина гибели души".

Урок 25: "Нечистые и злые помыслы. Развитие страстного помысла и грех. Последствия греха".

Урок 26: "Преодоление греха"

Урок 27: "Грех пьянства. Его источник природа. Классификация".

Урок 28: "Преодоление греха пьянства. Российский опыт: священник Рождественский, православный мирянин И.Чуриков (Самарский), современное движение православных трезвенников в Санкт-Петербурге".

Урок 29: "Честь и честность".

Урок 30: "Благочестие и добродетель"

Урок 31: "Описание добродетелей как системы ценностей".

Урок 32: "Преодоление порочности".

Урок 33: Зачет по пройденной теме № 4.

Резерв учебного времени – 1 час. Может быть использован на просмотр и обсуждение одного из следующих художественных фильмов: "Титаник" (известный фильм Дж Камеруна содержит несколько уровней понимания, а главное – содержит глубокий религиозную линию), "Иисус" (экранизация Евангелия от Луки), "Мессия" (о деятельности священников – миссионеров в Южной Америке в  XVII-XVIIIвеках), "Спаситель" (о военных действиях в Югославии в 1993 году), "Остров" (известный фильм П.Лунгина о подвижнической жизни старца – монаха и связанным с его личностью судеб людских душ), "Отец Пио" (о жизни и духовном пути итальянского подвижника), "Страсти Христовы" и "Апокалипсис" американского режиссера – христианина Мэллона Гибсона.

         Второе полугодие: 34 чача

 

Тема 5: Человеческая сексуальность и взаимоотношение в браке

(9 часов)

Урок 1: "Современное положение дел в вопросах взаимоотношении в браке и сексуальных отношениях".

Урок 2: "Христианская интерпретация сексуальности. Богословская перспектива".

Урок №: "Христианское понимании е брака. Вопросы семейной нравственности. Православное таинство бракосочетания. Создание духовно-       нравственной атмосферы в семье".

Урок 4: "Брак в римском праве. Брак в Ветхом и Новом Завет. Родительское благословение на брак".

Урок 4: "Целомудрие в браке. Развод. Сожительство".

Урок 6: Брак и священство. Брак и монашество".

Урок 7: "Гомосексуализм (содомский грех) и христианская вера".

Урок 8: "Христианство и вопросы общественной нравственности".

Урок 9: Урок – семинар по теме № 5.

 

Тема 6: Жизнь и смерь: вопросы биомедицинской этики. (3 часа)

Урок 10: "Аборт и биомедицинское оплодотворение".

Урок 11: "Клонирование. Трансплантация органов".

Урок 12; "Забота Обь умирающих. Проблема эвтаназии".

 

Тема 7: Христианская этика и этнические вопросы (4часа)

Урок 13; "изменения в этнической структуре российского общества. Православный подход к этим изменениям".

Урок 14: "Библейские концепции межнациональных отношений"

Урок 15: "Церковь и Государство. Патриотизм".

Урок 16: "Проповедь православия среди нехристианских народов в настоящее время".

 

Тема 8: Статус женщин (4 часа)

Урок 17: "Женщины и Священное Писание".

Урок 18: "Женщины и закон. Женщины и трудоустройство"

Урок 19: Феминистское движение".

Урок 20: "Отношение православия к рукоположению женщин в протестантских деноминациях".

 

Тема 9: Христианств и общество. Церковь и государственная власть (7 часов)

Урок 21: "Отношение между Церковью и обществом по учению Ветхого и Нового Заветов".

Урок 22: "Церковь и государство в средние века. Византийская симфония властей. Реформация на Западе".

Урок 23: "Современные церковно-государственные отношения в России. Социальная концепция Русской Православной Церкви".

Урок 24: "Социальная деятельность Римско-католической Церкви. Ватикан и католический мир".

Урок 25: "Протестантизм и американское правительство".

Урок 26: "Христианин в роли гражданина своего Отечества".

Урок 27: "Способы участия христиан в политическом процессе. Церковь и политика".

 

Тема 10: Христианство и наказание за преступления (3 часа)

Урок 28: "Концепция наказания за преступления. Права потерпевших".

Урок 29: "Отношение к смертной казни в Ветхом и Новом завете".

Урок 30: "Православие и смертная казнь".

 

Тема 11: Война и мир.

Урок 31: "Библия и война".

Урок 32: "Христианство и традиционная война. Христианство и современная война. Стремление к миру".

 

Тема 12: Работа и собственность

Урок 33: "Христианство и капитализм. Христианский взгляд на собственность".

Урок 34: "Христианский взгляд на работу".

 

V.               Список использованной литературы и источников:

1.     Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Завета – М., 1983.

2.     2. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов – СПб, 2000.

3.     Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие – Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994.

4.     Крук Р. Основы христианской этики. Пер. с англ. – М., 2005.

5.     Гармаев А., священник. Обрести себя – Волгоград, 2000.

6.     Кураев А., диакон. Школьное богословие. Издание третье, исправленное и дополненное – СПб., 2000. Кураев А., диакон. Наследие Христа – СПб, 2000.

7.     Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции в 2-х томах – СПб,, 2000.

8.     Торчинов Е. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния – СПб., 2007.

9.     Ф.М.Достоевский и Православие – М., 10997.

10.           Ухтомский А.А. Доминанта – М.-Л., 1966.

11.           Уилки Лж., Уилки Б. Аборт: Вопросы и ответы – М., 1994.

12.           Харчев А.Г. Брак и семья в СССР – М., 1979.

13.           Христианская семья и брак – М., 1992

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 1395 гостей и нет пользователей