Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Федоренко Сергей Александрович

 

Урок - семинар в 10 классе (МС по истории, литературе и МХК): "Тема сопротивление деятелей Раскола (расколоучителей) светской власти и господствующей Церкви в старообрядческой житийной литературе и иконографических памятниках (книжные иллюстрации, лубочные картинки, иконопись, медное литьё)."

 

I.Подготовка к семинару. Информационный лист для учащихся.

1. Прочитать и изучить следующие источники и литературу:

1) Платонов С.Ф.Никон // Патриарх Никон: трагедия русского раскола.- М. :Издательский совет РПЦ, Издательство "Дар", 2006.

2) Акты, относящиеся к истории Соловецкого Восстания //Патриарх Никон: трагедия русского раскола.- М. :Дар, 2006.

3) Житие протопопа Аввакума , им самим написанное.Под общей редакцией Н. Гудзия. М.-Л: Академия, 1934.

4)Труды Аввакума "Об иконном писании", "Челобитная царю Федору Алексеевичу"// А. Алферов, А. Грузинский. Допетровская литература и народная поэзия. Тексты, переводы, примечания, словарь.- М.:Издание фирмы "Сотрудник школ", 1908.

5)"Описание жизни со страдательными подвигами блаженного отца выгорецкой истории писателя Иоанна Филипповича, бывшего выгопустыннаго общежительства смиренного настоятеля " //Христианство и Церковь в России феодального периода. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.

6)"Сия епистолия страдаческая епископа Павла Коломенского и священно Аввакума протопопа и священно - иерея Лазаря, и прочих с ними. //Христианство и Церковь ...

7) Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское Царство. - СПБ: СПБ Университет МВД России и Издательство "Алетейя," 2000. стр. 292--295, 319-333.

8)Герцен о расколе и Суздальской тюрьме // А.С. Пругавин.

В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. Шлиссельбург. Суздальская монастырская тюрьма. Петропавловская Крепость. - С.- Петербург, типография первой  СПБ трудовой Артели- Лиговская, 34. 1909. стр. 159-164.

9) Тальберг Н. История Русской Церкви.- М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. стр. 703-715.

10) Вургафт С. Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М. :Церковь, 1996.

11)Закон Божий для старообрядческих школ. Составил старообрядческий священник Григорий Максимович Карабинович, законоучитель Московского коммерческого училища имени Цесаревича Алексия. М.:Типография П.П. Рябушинского, 1910.

12) Токманцев А. Д. Выписки из святоотеческих и других книг в обличение заблуждений странников - бегунов.

-М.: Издание союза старообрядческих начётников. М.:1909.

13) Культура староверов Выга ( к 300 летию основания Выговского старообрядческого общежительства. Каталог из собраний КГКМ, КМИИ, музея "Кижи", ЦГАРК, МИРАПИ, частных коллекций). - Петрозаводск: АО "Карпован сизарексет," 1994.

14) Каталог собрания древнерусского искусства имени Андрея Рублева.т.1.- М.:2001.

15)Деяния поместного Собора РПЦ 1971 года. - М.: изд. московской Патриархии, 1971. (Доклад председателя ОВЦС Митрополита Ленинградского Никодима).

 

2. Названия тем, по которым будут работать группы на семинаре:

1) Сущность и проблема раскола;

2) Противоречия в реформах Патриарха Никона;

3) Противоречия в старообрядчестве;

4) Способы старообрядческого сопротивления господствующей Церкви и царской власти;

5) Эволюция старообрядчества.

 

3. Вопросы и задания для предварительной работы с источниками. Учащимся предлагается формулировать тезисы по основным направлениям темы семинара и оформить материал в виде таблицы:

1) Основные направления темы семинара.

2) Источник: автор, выходные данные.

3) Основные тезисы.

4) Примеры, факты, аргументы.

5) Собственные комментарии по теме.

Во время подготовки к семинару у учащихся развиваются навыки владения различными способами  чтения информации: просмотрово-ознакомительный, поисковый - с ориентацией на отбор необходимой информации, аналитический - детальное изучение, сопоставление фрагментов информации, точек зрения, оценок

      При подготовке к семинару ученики не знают конкретных вопросов и заданий, которые будут использованы на занятиях; их задача заключается в изучении предложенной литературы и выполнении общих указаний по нахождению, выделению, оформлению и выписыванию информации.

      Учитывая, что в 10 классе учащиеся владеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы по подготовке к семинару. Осуществляется только итоговый контроль за неделю до семинара с целью узнать общее состояние подготовленности класса. Учащимся предлагаются вопросы к содержанию источников или проводятся блиц - опросы на знание содержания источников, при этом в ответах учащихся предполагаются "подсказки" к заданиям семинара, чтобы они могли использовать их во время семинарской  работы.

4. Повторить темы по Истории России:

- Крещение Руси;

- правление Дмитрия Донского и понтификат митрополита Киприана;

- правление Василия Тёмного и понтификат митрополита Исидора Грека; попытка присоединения Русской Церкви к Ферраро - Флорентийской унии:

- правление Ивана IV; Стоглавый собор, анафемы Стоглава на троеперстие; деятельность Митрополита Макария; "дело" дьяка Висковатого;

- учёная деятельность Максима Грека;

-царствование царя Михаила Федоровича и патриаршество Филарета, грекофильские устремления Филарета;

- царствование Алексея Михайловича и патриаршество Иосифа; Кружок Боголюбцев; митрополит Новгородский Никон; вступление Никона на патриарший престол по смерти Иосифа; реформы Никона;

- решения московских церковных соборов 1666-67годов,

- реформы царя Федора Алексеевича по искоренению

местничества, казнь пустозерских узников в 1682 году;

- реформы Петра Iв области церковного управления;

- культура России XVIIвека.

5. Понятийный аппарат.

- богослужебный устав;

- митрополит, митрополия, митрополичий округ;

- царь, царская власть;

- патриарх, патриаршая власть;

- книжная справа;

- житие, житийная литература;

- собор; соборные деяния, соборные решения;

- Стоглав;

- каноны церковных изображений, иконы, иконописные подлинники, иконописцы, иконография; пропись;

- "фряжское" письмо;

- знаменитый распев, партесное пение;

- многогласие, одногласие;

- монастырь, скит, монастырские старцы;

- священник, иерей, протопоп, инок, монах;

- общежительные и пустынножительные монастыри;

- Раскол, раскольники, расколоучители;

- низложение с патриаршего престола, лишение сана;

- боголюбцы;

- толки и согласия в старообрядчестве;

- крест, распятие, титлы:

- Духовный регламент;

- Святейший Правительствующий Синод;

- Первоприсутствующий Синода;

- обер - прокурор Синода.

 

6. Общая модель межпредметного семинара.

 

1 этап: Знакомство с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблем, отбор необходимой информации из источников домашнего чтения и представление информации различными способами: сообщения групп, вопрос - ответ между группами, блиц опрос и др.

2 этап: Обобщение : формирование вопросов к полученной в ходе представления информации, 1 блока и запись тезисов.

3 этап: Изучение новой информации, предлагаемой в виде фрагментов исторических документов, научных статей и т. п. , обсуждение выявленных проблем, их анализ, дискуссия в группе и между группами, формирование выводов.

4 этап: Формулирование проблемы по результатам выводов, сделанных группами, изучение новой информации (эпизоды художественных произведений, иллюстрированный материал и др.), соотнесение её с информациёй второго блока, отбор необходимый информации, обмен оценочными суждениями.

5 этап: Обобщение: формулирование тезисов к полученной в ходе дискуссий и диалогов информации, рациональное письменное оформление тезисов и выводов.

6 этап: Письменная работа по теме семинара.

 

II. Предварительное задание.

 

В начале семинара с целью выявить понимание прочитанных источников учитель предлагает группам в течение 5 минут приготовить по 2 продуктивных вопроса (один из способов контроля знаний), после чего любой ученик может дать ответ и заработать балл.

      Примеры вопросов, сформулированных учащимися:

1.Подтверждают  ли источники, что расправа царской власти на Аввакумом и его соратниками была неизбежной и обоснованной?

2. Подтверждается ли источниками необоснованная жестокость царской власти и господствующей Церкви по отношению к старообрядцам?

3. Можно ли утверждать на основании прочитанных источников то, что в случае своей победы старообрядцы не творили бы расправы над своими противниками?

4. В чем, по мнению Никона и современных ему греческих патриархов, заключались причины несоответствия русских и греческих богослужебных текстов?

 

      Учащимся предлагается определить, по каким вопросам ведут заочный спор Аввакум и Никон, выявить суть этих споров и оформить результаты в виде самостоятельно составленной таблицы.

      Вопросы для дискуссии на семинаре:

- в чём заключалась проблематика Раскола?

- каковы противоречия в полемических утверждениях каждой из сторон?

- какие из утверждений старообрядцев (недогматического характера) оказались исторически оправданны, а какие нет? почему?

- проблема отхода старообрядческого искусства от православных канонов: можно ли считать старообрядцев хранителями древних канонов церковно искусства и в какой мере;

- проблема эволюции части старообрядцев до уровня маргинальных сектантских групп (совершенно еретического с точки зрения православия, характера);

- проблема развития взглядов РПЦ на проблему старообрядчества;

- проблема эволюции взглядов государственной власти на старообрядчество;

      Вопросы и задания для работы с источниками.

 

-определить корни расхождения вчерашних единомышленников по кружку боголюбцев;

- что выдвинуло Аввакума на роль духовного лидера борцов за "старую веру"?

- определить радикальное отличие старообрядцев -поповцев от беспоповцев;

- справедливо ли наименование всех старообрядцев раскольниками?

- почему спор Никона и Аввакума можно назвать центральным в религиозно-философской полемике во всей истории Московского царства?

- почему Аввакум стал центральной фигурой в русской литературе XVIIвека?

- доказать, что и Никон и Аввакум были патриотами России;

- стал ли прагматический подход Петра Iк старообрядцам залогом их политической лояльности хотя бы на ближайшее столетие?

- почему подобная никоновской богослужебная реформа Митрополита Киевского Петра Могилы на Украине не вызвала сопротивления среди православных верующих?

Примечание для учителя: на предшествующем семинару занятии учитель проверяет знание текстов, источников, документов, задав  вопрос для письменного ответа. При ответах учащиеся могут использовать материалы таблиц, составленных самостоятельно к работе на семинаре.

      Возможные вопросы для контроля:

1. Какие меры Пётр Великий принимал против Раскола?

2. Кто и почему был инициатором самосожжений?

3. Куда бежали старообрядцы от преследований? Почему?

4. Каково участие старообрядцев в московских брожениях 1682 года?

5. Назовите главнейший отличия старообрядческой церкви в обрядах и в чтении богослужебных книг от Церкви господствующей?

 

      Критерии оценивания.

 

1.Умение в формулировке ответа отразить достоверность информации из источников.

2. Умение правильно выбрать информацию из источника.

3. Соблюдение научного стиля изложения.

4. Грамотное и уместное использование церковно-богослужебной терминологии.

5. Умение структурировать ответ.

6. Речевая грамотность.

 

III. Ход семинара.

 

Iэтап

      Блиц опрос на понимание прочитанных источников, обозначенных в домашнем задании, на формулирование продуктивных вопросов и кратких точных ответов. Группы готовятся 5 минут: формулируют по 2 продуктивных вопроса к названному учителем источнику. Например, почему митрополит Пётр Могила по своей личной инициативе провёл богослужебную реформу, а Никона убедили в её необходимости греческие архиереи?

Или такой вопрос: как киевское влияние подготовило московское общество к принятию никоновских реформ?

      Основной для работы является домашняя таблица. Учитель распределяет номера групп для вопросов - ответов. В ходе блиц - опроса ученики обмениваются информацией которую получили сами.

      Критерии оценивания:

1. Правильный отбор информации;

2. Точность формулировки;

3. Краткость ответа;

4. Самостоятельность суждений ( опора на таблицу из домашнего задания);

5. Грамотность речи.

 

IIэтап. Обобщение информации.

      Задаваемые ими друг другу вопросы позволяют выделить наиболее существенную для последующей дискуссии информацию. Коллективно обсудив эту информацию, учащиеся самостоятельно оформляют её в виде схемы, тезисов, логических цепочек и т.п.

 

IIIэтап Подготовка к дискуссии. Учитель раздаёт группам карточки с основными вопросами для дискуссии и критериями оценивания, сообщает условия работы:

1) от каждой группы должно быть не менее одного дополнительного выступления по обсуждаемому вопросу;

2) за три существенных дополнения учитель может поставить ещё одну положительную оценку.

      Подготовка к дискуссии осуществляется через диалог в группах.

      1группа: в чём заключалась проблема раскола в Русской Православной Церкви во второй половине XVIIвека.

      Для решения проблемы:

- выявить причины реформ Никона;

- выявить отношение царя Алексея Михайловича к самому Патриарху в начальный период реформы

- подумайте, в каких литературных памятниках XVIIвека и каким образом отразился процесс поляризации религиозной мысли и церковно-социальной практики?

2 группа: каковы противоречия реформаторской позиции Никона?

      Для решения проблемы:

- вскрыть внешние влияния на реформаторство Никона;

- вспомните, что стало катализатором для начала богослужебных реформ;

- выясните, что знали в России о времени изменения богослужебного Устава в греческих Церквах,

- подумайте, что было более важным критерием  для книжной справы богослужебных книг - древность ( " стартина ") богослужебных текстов или авторитет греческих Церквёй?

- подумайте, играла ли богословская компетентность ( или некомпетентность) русских иерархов свою роль осуществлении реформы?

- проиллюстрируйте выводы примерами из литературы.

3 группа: Каковы противоречия старообрядцев ( между собой, ставшие в дальнейшем причиной дробления на различные толки и согласия ) и чем они объясняются?

- обозначьте причины возникновения таких противоречий;

- объясните, в результате чего они могли возникнуть?

- объясните, почему Аввакум ложно приписывает внедрение западных традиций в русскую иконопись Накону и его стороникам?

- подумайте, верно ли, что старообрядцы были единственными хранителями иконографических канонов и не вносили в них ничего нового?

- проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

 

4 групппа: какие способы борьбы с церковной и светской властью избрали Старообрядцы ?

      Для решения проблемы :

-  Определите, какие пути сопротивления новым обрядам предлагает протопопом Аввакум?

- определите отношение верхов и низов московского общества к реформам;

- определите отношение Аввакума к самосожжениям раскольников;

- обозначьте роль старообрядцев в московских стрелецких бунтах 1682 года;

- определите роль каждой стороны в Соловецком кровопролитии 1676 года;

- объясните, какой путь, альтернативной бунтам и всесожжениям избрали многие старообрядцы в петровское время?

- определите различия во взглядах Аввакума, Лонгина, Епифания, Феодора и братьев Мышецких ( Андрея и Сёмена - сыновей воеводы князя Дениса  (Второго) Мышецкого ) с их учениками и последователями;

- проиллюстрируйте выводы примерами из литературы XVII - XVIIIвеков.

 

5 группа: какова проблема эволюции значительной части старообрядчества от диссидентов - маргиналов к лояльным подданным российского императора.

 

      Для решения проблемы:

 

- вспомните историю возникновения и уничтожения Выговского общежительства;

- вспомните историю возникновения первых старообрядческих молелен в Санкт - Петербурге ( из курса истории Санкт - Петербурга );

- определите основные исторические этапы эволюции старообрядчества;

- определите причины возникновения единоверия и вспомните единоверческие церкви Санкт - Петербурга ( из курса истории и культуры Санкт - Петербурга Е.В. Дмитриева. Храмы Петербурга. Пособие для учащихся по истории СПБ. - СПБ.: Корона принт, 2008);

- какие произведения литературы - XIXвека называют "энциклопедией старообрядческой жизни" и почему?

Критерии оценивания работы группы:

1. Умение анализировать информацию на межпредметном уровне.

2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументацией, доказательствами, цитированием, комментариями.

3. Грамотное включение в ответ.

4. Умение дать полный и содержательный ответ.

5. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу - её анализ - обобщение (вывод).

6. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность ораторское искусство.

 

IVэтап. Дискуссия.

      Во - первых, группы представляют полученную в ходе диалога информацию. Остальные участники семинара фиксируют в тетрадях спорные моменты или заинтересовавшие их детали.

      После чего учитель предлагает группам обменяться мнениями и провести дискуссию между группами по тем вопросам, которые группы сами выявили в ходе прослушивания информации и диалогов.

 

Vэтап. Обобщение новой информации.

      Новую информацию можно включить в ту схему или текст, которые ученики частично оформили на втором этаже.

      Предварительно учитель вместе с учениками отмечает главное в информации, полученной в ходе дискуссии.

 

VIэтап. Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос: почему мотив сопротивления светской власти как "антихристовой" и господствующей церкви как "вавилонской блуднице" сменяются мотивом ухода в леса и пустыни, а к началу XIXвека - мотивами вынужденного страдания и непротивления силой государственному насилию? Как это проявляется в памятниках литературы, книжной графики и церковного искусства?

 

Критерии оценивания:

1. Умение выявлять суть вопроса.

2.Умение выразить и обосновать собственную позицию на взгляды Никона и Аввакума.

3. Умение правильно цитировать источник.

4. Умение грамотно оформить свои суждения:

научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, художественная грамотность, соблюдение речевой нормы.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 607 гостей и нет пользователей